понедельник - пятница
с 09.00 до 18.00
суббота с 10.00 до 17.00
Воскресенье – выходной день
ЛЕТНИЙ ГРАФИК РАБОТЫ
понедельник - пятница
с 09.00 до 18.00
Суббота, воскресенье – выходные дни
Просим вас оценить работу библиотеки, пройдя по QR-коду:
Ваше мнение очень важно для нас.
Новости за май 2020 г.
Константин Иванов родился 15 (27) мая 1890 г. в селе Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне — Белебеевский район республики Башкортостан).
Его родители — Василий Николаевич (1870–1919 гг.) и Евдокия Васильевна (1866–1946 гг.) — считались довольно зажиточными крестьянами.
Семья Ивановых принадлежала к известному чувашскому роду Пртта (чуваш. Пăртта). Василий и Евдокия имели девятерых детей.Все дети получили образование. В роду Пртта стремились к знаниям и образованности. Не только дед и отец, но и тетка Константина были грамотными людьми. В те времена, конечно, это было редкостью, тем более для крестьян.
Учеба восьмилетнего Константина началась с посещения сельской начальной школы. Через три года Евгения Николаевна, младшая сестра отца поэта, которая учительствовала в селе Кегень–Васильевка нынешнего Миякинского района, перевела его в свою школу. В 1902 г. после успешного окончания сельской школы он поступает в Белебеевское городское училище.
Затем, благодаря стараниям отца, Константин попадает в подготовительный класс Симбирской чувашской учительской школы. Той самой, основателем и директором которой был чувашский просветитель Иван Яковлев. В 1904 г. талантливый и усердный пятнадцатилетний юноша становится учащимся первого курса центрального чувашского образовательного центра. Здесь он демонстрирует свою любознательность. За короткий срок прочитывает множество произведений русской и западноевропейской литературы, а также проявляет интерес к живописи и скульптуре. Его тяга к живописи была так велика, что он даже задумывался о поступлении в художественную академию.
При этом юноша живо интересуется национальной культурой. Приезжая в отчий дом на каникулы, он записывает семейные предания и воспоминания стариков–односельчан, тексты заговоров, народных молений. Так, летом 1906 г. в деревнях Кайраклы и Кистенли Белебеевского уезда он записал тексты чувашских языческих молений и наговоров. Тогда же Константин приступил к составлению серии рассказов по семейным преданиям под общим названием «Два рода» («Волки», «Старуха Прта»).
Талантливый юноша не мог не привлечь внимание самого Ивана Яковлева. По его просьбе Константин Иванов начинает работу над религиозными текстами, в том числе над переводом «Псалтыри» на чувашский язык.
В конце 1905 г. в Москве началась первая русская революция. Не остались в стороне и ученики яковлевской школы. Юный и пылкий Константин Иванов пишет «чувашскую марсельезу» — «Вставайте, подымайтесь, чуваши!», своеобразное переложение французского революционного гимна. Кроме того, воспитанники школы распевали революционные песни, повесили красный флаг на здании школы. Поэтому класс, где учился Иванов, был распущен распоряжением попечителя учебного округа. Ученики разъехались по домам. Пришлось вернуться в родную деревню и самому поэту.
Позже, когда о бунтарстве учеников школы позабыли, по приглашению И. Яковлева Константин Иванов выехал в Симбирскую чувашскую учительскую школу для работы в переводческой комиссии. Яковлев привлекает поэта для работы по переводу книг на чувашский язык для печати.
Константин Васильевич переводит стихотворения М.Ю. Лермонтова, П. Огарева, А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Майкова, К. Бальмонта.
Это был период неистового творчества Иванова. В 1907–1908 гг. поэт создает целый ряд оригинальных произведений: трагедию «Шуйттан чури» («Раб дьявола»), баллады «Тимĕр тылă» («Железная мялка»), «Тăлăх арăм» («Вдова»), завершает поэму «Нарспи». А ведь тогда ему было всего-то 17–18 лет!
В 1909 г. девятнадцатилетний поэт экстерном сдает экзамен на звание народного учителя рисования в женском двуклассном училище при учительской школе. Но сразу приступить к педагогической деятельности ему не удается. Ярые нападки на Симбирскую чувашскую учительскую школу, запреты на чувашское книгоиздание наглухо закрыли двери перед талантливым «инородцем». В сентябре 1911 г. его, наконец-то, допускают к преподаванию чистописания, черчения и рисования.
В 1911–1913 гг. поэт выступает в качестве художника–иллюстратора книги Ивана Трофимова «Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки». В букварь вошли песни «Телега» и «Дождь». Также Иванов участвует в подготовке сборника «Образцы чувашских народных песен и текстов к ним» своего друга фольклориста Петра Пазухина.
Поэма «Нарспи» считается вершиной творчества Константина Иванова. Это глубокое произведение о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. В поэме наглядно прослеживается неприязнь автора к социальной несправедливости, его мечта о свободе для чувашского народа.
Осенью 1914 г. Константин Иванов внезапно заболевает туберкулезом (чахоткой) легких и катаром желудка. Словно предчувствуя свою короткую судьбу, он совершает поездку в Тарханы на могилу Михаила Лермонтова, одного из своих любимых поэтов.
Поэт в последний раз возвращается к себе на родину. Через год болезнь обостряется и ранним утром 13 марта 1915 г. он умирает в отцовском доме — в возрасте всего 24 лет. Но за свою короткую жизнь он успел сделать столько, сколько другим не удается и за сотню лет!
Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа - ежегодно в третье воскресенье мая во всем мире проходит День памяти людей, умерших от СПИДа. Впервые он был организован в 1983 году в Сан-Франциско (США) группой американцев, которых лично коснулась проблема СПИДа (либо коснулась их близких).
Всемирный день памяти проводится с целью вспомнить о тех, кто умер от СПИДа, выразить солидарность с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, информировать и мобилизовать общество, заставить задуматься о том, что эпидемия СПИДа может коснуться каждого из нас.
Этот день – символ поддержки тех, кто живет с ВИЧ/СПИДом, это напоминание о том, что ВИЧ-положительные, как и все имеют равные гражданские права, включая право на работу, жилище и свободу передвижения.
Это повод информировать и призвать общество задуматься о том, что ВИЧ-инфекция может коснуться каждого из нас. ВИЧ не выбирает по полу, национальности, возрасту или социальному статусу. И многие люди не догадываются о своем положительном ВИЧ-статусе, поскольку "спящая-бессимптомная" стадия заболевания может длиться на протяжении нескольких лет.
Пострадать от ВИЧ может любой человек, который не знает или не желает выполнять профилактические меры защиты от заражения ВИЧ.
15 мая – Международный день семьи, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной. Семья нужна каждому человеку.
Семья, дом – это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса, и с помощью которого мы прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость и душевный покой.
Мы предложили нашим пользователям провести вечер в кругу семьи, читая и обсуждая интересные книги. Библиотекари Приютовской детской поселенческой библиотеки посоветовали познакомить детей с удивительными рассказами Виктора Драгунского. В честь праздника они подготовили видеопрочтение рассказа "Куриный бульон". На нашем сайте в разделе "Игровая" можно пройти вместе с детьми викторину по этому рассказу. А еще попробуйте разгадать кроссворд "Родственные связи: кто кому кем приходится".
Библиотекари и читатели Приютовской детской поселенческой библиотеки присоединились к проекту Российского движения школьников #ОКНА_ПОБЕДЫ. Даже оставаясь дома можно принять участие в массовом праздновании. Наши окна говорят «Спасибо!», всем тем, кто ковал Победу над фашизмом в тылу и на фронте.
Библиотека присоединилась к всероссийской акциии"Флаги России".
«Что приготовить на обед? На ужин? Из чего приготовить? Где взять ТО, из чего готовят обеды и ужины? Эти мудреные проблемы маме решать все тяжелее. Бережно сохраняются редкие очистки от столь же редких картофелин. Отмытые и перемолотые, сдобренные остатками крахмала, очистки очень вкусны. Кофе давно уже выпит. Из кофейной гущи испечены черные-пречерные, горькие - прегорькие оладьи.»
(Э.Фонякова. Хлеб той зимы.)
Дети войны… Не наигравшиеся в игрушки, не начитавшиеся вдоволь сказок, не успевшие пресытиться докучливой родительской опекой. Дети войны…
Книжная выставка «О войне мы узнали из книг» в разделе «Виртуальные выставки» нашего сайта представляет книги о детях, которых судьба заставила стать взрослыми. Война оборвала их детство. Память о той страшной войне должна сохраниться, передаваясь от поколения к поколению. Чтение книг помогает не прерваться живой нити, которая объединяет прошлое и будущее.
В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне (не важно – на экране монитора или, листая печатные страницы). Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему.
В разделе «Игровая» пройдите викторину по этой книжной выставке. Возможно вам захочется прочитать или перечитать некоторые хорошие книги о военном детстве.
В преддверии значимого, великого праздника "День Победы!" Приютовская детская поселенческая библиотека в четвертый раз присоединилась к проведению Международной акции "Читаем детям о войне", которую проводит Самарская областная детская библиотека.
Память – это самое ценное, что есть у народа. С каждым годом удаляются от нас суровые дни Великой Отечественной войны. И книги – хранители памяти помогают нам оценить в полной мере светлый миг окончания войны – День Победы!
Библиотекарь Ирина Викторовна Павлычева выбрала для прочтения рассказ Анатолия Митяева "Бескозырка". Ребята и уважаемые взрослые внимательно прослушайте рассказ, а затем ответьте на вопросы викторины, которая размещена на нашем сайте в разделе "Игровая".
——————————————————————————————————